Задание на ДОМ


Последнее время все чаще и чаще мы слышим сетования родителей на объем домашних заданий. Предлагаю поразмышлять на эту тему.


Итак, «задание на ДОМ». Воспринимается оно многими родителями, как задание ДОМУ и домочадцам. Каждый ДОМ решает эту задачу по-своему: кто-то, придя домой с работы, садится рядом с ребёнком «за парту»; кто-то уже с первого класса нанимает репетитора, своего рода тьютора, в обязанности которого входит выполнение домашнего задания. Стоят эти услуги отнюдь недёшево.
Какие же цели преследуют такие задания? Какие компетенции формируют?

Особенно много домашнего семейного времени занимает выполнение так называемых «творческих заданий» и «проектов». Намеренно беру эти термины в кавычки, т.к. ничего общего с настоящим творчеством и проектной деятельностью эти задания, как правило, не имеют.

Отдельный разговор об оценивании этих заданий. Что является предметом оценивания? Коллективное творчество семьи, работа репетитора? Тогда почему отметка ставится ребёнку? А если родители не имеют возможности привлечь дополнительные ресурсы?

Настолько ли нам нужны эти пресловутые «задания на ДОМ»?
Все начинается на лингвистическом уровне: а что, если заменить словосочетания «домашнее задание», «задание на дом» на «задания для самостоятельной работы». Без привязки к месту их выполнения даже в названии.

Учитывая инфраструктуру современной московской школы, ученик может позаниматься самостоятельно, не уходя домой. Для выполнения задания он может использовать в школе: компьютерный класс, лаборатории, библиотеку и многое другое.

Новые возможности школы дают широкий выбор семье, в том числе в формировании самостоятельности детей и закреплении их знаний.
В любом случае, это должен быть выбор ученика и его семьи.