Появился федеральный ресурсный центр сопровождения детей с тяжелыми нарушениями


Федеральным ресурсным центром по по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, стал Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Об этом было заявлено на Московском международном салоне образования 12 апреля. Появление такого центра, созданного на основе деятельности НКО, открывает дорогу к изменению жизни детей с тяжелыми диагнозами, считают специалисты.

«Создание Федерального ресурсного центра по образованию для детей с тяжелыми и множественными нарушениями — долгожданное событие, — рассказала порталу Милосердие.ru сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палаты РФ, член Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ Елена Клочко. — Ведь это та категория детей, которая раньше считалась необучаемой. По большей части их помещали в детские дома-интернаты».

По ее словам, ранее обучением детей с тяжелыми множественными нарушениями занимались НКО. Ситуация изменилась с принятием федеральных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ОВЗ, где для таких детей определен четвертый уровень.

«Это значит, что с ними будут работать по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Там невелика образовательная составляющая, основной упор сделан на жизненные компетенции. В основе — опыт Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения в Псковской области, который продвинулся в этом направлении дальше всех», — пояснила эксперт.

Очень важным она считает добиться того, чтобы программа СИПР сама по себе подразумевала выделение финансирования — потому, что для каждого такого ребенка набор необходимых ему услуг индивидуален. Если это удастся — можно будет сказать, что большинство из наиболее «тяжелых» детей будут социализированы настолько, насколько это возможно.

«Открытие Федерального ресурсного центра означает, что обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями вписывается в государственную систему координат. Здесь будут готовиться методические материалы для последующей разработки и осуществления тех самых специальных индивидуальных программ развития. И кроме этого — здесь будет вестись подготовка и переподготовка специалистов, которые будут работать с этими детьми, обучать необходимым для такой работы компетенциям», — подчеркнула Елена Клочко.

Как сообщил порталу Милосердие.ru директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области Андрей Царев, в новом статусе центр будет распространять уже накопленный опыт, который должен теперь применяться в соответствии с новыми образовательными стандартами.

«Мы будем принимать у себя на курсы повышения квалификации специалистов, которые работают с особыми детьми, проводить курсы в других регионах, аккумулировать тот опыт, который накоплен за рубежом и у нас в стране, делиться им при помощи интернет-ресурсов. Планируем  продолжить начатую работу по изданию учебно-методических материалов для педагогов, которые нуждаются в них. И будем проводить консультирование по разным вопросам — как для специалистов, так и для родителей.

Важно упомянуть, что это — результат 25-летней работы очень многих людей, консолидации усилий общественности, госструктур, специалистов, родителей, зарубежных партнеров, направленной на получение серьезных результатов в нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности», — заявил руководитель центра.

По его словам, уже сейчас этой организации удалось добиться того, что родителям не нужно отдавать «тяжелых» детей в стационарные условия — они живут в своих семьях, посещают детский сад, потом школу, получают возможность трудиться, дневную занятость. И даже когда родители уйдут из жизни — такой человек сможет продолжить жить в своем доме, благодаря сопровождению.

«Это соответствует международной концепции прав инвалидов, концепции нормализации жизни человека с инвалидностью. Нам кажется, что мы на правильном пути, хотя еще очень много разных трудностей, проблем, которые необходимо решать, чтобы это стало действительно нормой, а не каким-то исключением», — подчеркнул Андрей Царев.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения существует с 1993 года. Он создавался как НКО, затем действовал в качестве муниципального учреждения, в настоящее время имеет статус госучреждения. При этом деятельность центра ведется в тесном взаимодействии с НКО, выполняющими ряд функций. На сегодняшний день там выстроена вся цепочка сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья от младшего возраста до взрослого человека. В состав Центра входит пять отделений: ранней помощи «Лим-по-по», дошкольное и школьное отделения, дистанционного образования и учебного проживания, где под присмотром специалистов дети учатся жить самостоятельно, отдельно от родителей. Также специалисты Центра разработали новую образовательную модель, которая подразумевает полное сопровождение детей-инвалидов в течение всей жизни, и поможет заменить специализированные дома-интернаты для людей с тяжелыми и множественными нарушениями. Статистика показывает, что в Псковской области в сравнении с другими субъектами РФ меньше всего детей, имеющих семьи, проживают в интернатах. (По информации Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области и пресс-службы администрации Псковской области).