Опубликован проект «дорожной карты» по реформе МСЭ


Минтруд России опубликовал проект плана действий («дорожной карты») по реформе системы медико-социальной экспертизы (МСЭ) на период до 2020 года. Соответствующий документ размещен на сайте министерства.

««Дорожная карта» предполагает подготовку новых методик обоснования экспертного решения, а также новых видов деятельности, включая введение института независимой медико-социальной экспертизы и системы оценки качества оказания услуги», – рассказал глава министерства Максим Топилин.

«Также запланированы введение института общественных советов при главных бюро МСЭ, мероприятия по повышению квалификации экспертов. Кроме того, мы предлагаем усилить работу по противодействию коррупции в учреждениях МСЭ с помощью внедрения электронной очереди, организации аудио- и видеонаблюдения», — пояснил министр.

По его словам, проект был рассмотрен представителями Общероссийского народного фронта, всероссийских общественных организаций инвалидов, Общественного совета при Минтруде России. В настоящее время он дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений.

После доработки проекта «дорожной карты» запланировано его широкое общественное обсуждение.

«Принятие «дорожной карты» должно способствовать повышению объективности и качества экспертных решений, а также открытости и доступности информации о деятельности бюро медико-социальной экспертизы», – подчеркнул глава Минтруда.

Представленный министерством проект для портала Милосердие.ru прокомментировал научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) по делам инвалидов Александр Лысенко:

«Работа по формированию «дорожной карты» проходила с нашим участием, мы давали свои предложения по этому проекту. И рекомендовали его общественное обсуждение – чтобы смогли высказаться профессионалы, а главное – потребители услуг МСЭ, в том числе – родители детей-инвалидов.

Предварительно мы видим, что большая часть наших рекомендаций учтена. Это и введение независимой оценки качества услуг МСЭ, и усиление роли общественности через создание общественных советов при главных бюро МСЭ, и усиление антикоррупционной работы, и усиление взаимодействия с органами власти в субъектах РФ, на территории которых находятся федеральные учреждения МСЭ, и укрепление сотрудничества со СМИ, и так далее.

Вместе с тем, мы обратили внимание министерства на то, что хотели бы видеть эту дорожную карту в большей степени «межведомственной». Сейчас получается, что это – план действий Минтруда, в зоне ответственности которого находится экспертиза по инвалидности.

Но во многом качество МСЭ и точность установления нарушений функций, ограничений жизнедеятельности, зависят от того, с какими результатами медицинских обследований и какими медицинскими документами пришли граждане. Здесь большая ответственность лежит на здравоохранении.

Также мы обратили внимание на необходимость повысить требования к профессиональной подготовке специалистов МСЭ и в частности, разработать более эффективную систему аттестации специалистов МСЭ.

Конечно, мы обратили внимание на необходимость того, что в дорожной карте должны быть усилены и расширены контрольные функции Минтруда по отношению к Федеральному бюро МСЭ, главным бюро МСЭ в субъектах РФ, о расширении контрольных функции Федерального бюро МСЭ по отношению к главным бюро и филиалам. Чтобы повышение ответственности и повышение контроля происходило на всех уровнях медико-социальной экспертизы.

Иными словами, должен быть обязательный аудит вышестоящей организацией МСЭ. Особенно, если речь идет о несогласии граждан с принятыми решениями. В этом случае обязательно должен быть аудит, перепроверка: правильно принято решение, неправильно.

Мы знаем, что в одних регионах количество снятий инвалидности в несколько раз выше, чем в других регионах. Почему? В таких случаях надо разбираться своевременно, а не ждать, когда произойдет социальный взрыв.

Мы обратили внимание министерства на необходимость усиления методической работы. К сожалению, сейчас нет методического единообразия оценки нарушений функций и систем организма — и поэтому такая оценка в разных учреждениях МСЭ проходит по-разному. Единообразные методические рекомендации в ближайшее время необходимо разработать. Тогда мы не будем видеть такой разницы в работе разных учреждений МСЭ.

Безусловно, этот документ — очень важный, стратегического характера. Мы действительно хотим улучшить работу МСЭ, чтобы она помогала людям. Очень часто забывают, что функцией этой экспертизы является не только установление инвалидности, но и разработка индивидуальной программы реабилитации. Эти рекомендации должны помогать людям улучшать качество их жизни, включение и вовлечение в различные сферы жизни общества наравне с другими людьми.

Поэтому мы и впредь будем очень внимательно относиться к этой теме, обязательно вести мониторинг деятельности учреждения МСЭ в субъектах РФ, прежде всего, с точки зрения оценки результатов этой деятельности со стороны людей, потребителей этих услуг.

Конечно, вся информация о доступности, качестве услуг МСЭ найдет отражение в докладах, которые мы представим в Администрацию президента. Тема эта очень чувствительная, она очень важна. У нас ежегодно проходят освидетельствование несколько миллионов человек. Эта тема очень важна для людей с инвалидностью.

В последние месяцы были уточнены критерии установления инвалидности детей с таким заболеванием, как фенилкетонурия. Сотням детей была восстановлена инвалидность.

Но есть и другие проблемы. Например — сахарный диабет 1 типа, при котором требуется инсулин. Есть вопросы по муковисцидозу, по некоторым другим заболеваниям.

Поэтому классификации не должны быть установлены в незыблемой форме. По результатам практической работы МСЭ они должны меняться, должны становиться такими, чтобы решения экспертных комиссий были максимально справедливы.

Я думаю, что теперь очень важно, чтобы включилась в обсуждение «дорожной карты» активно включилась общественность. Организации инвалидов, родителей детей-инвалидов и детей с редкими заболеваниями, пациентские организации.

Чтобы ничего не забыть, чтобы все учесть при преобразовании системы МСЭ. Чтобы Минздрав включился в эту работу, ведь без усилий Минздрава существенных изменений не произойдет.

Чтобы улучшить качество проведения МСЭ, в эту работу должны включится все, кто в этом заинтересован. Все, кто критиковал МСЭ. Не надо думать, что если будет принята эта «дорожная карта», то на следующий день все изменится, улучшиться… Такого не произойдет.

Те изменения, которые начались и происходят сейчас, займут еще 2-3 года. Но, действительно, у нас есть реальный шанс, что через эти 2-3 года мы выйдем на совершенно новый уровень работы МСЭ».